?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Страницы истории

Монастырь и духовное просвещение (середина XVIII – начало ХХ века)
 
Из настоятелей Высоко-Петровского монастыря некоторые особо достойны упоминания. Среди них архимандрит Иоасаф (Хотунцевич) (управлял обителью с 1757 по 1758 гг.). Известный миссионер, бывший глава Камчатской миссии, строитель церквей и школ на этом отдаленном полуострове, где лично окрестил 2000 местных жителей. С 1754 по 1757 он был ректором Московской Духовной академии. С него начинается череда Петровских настоятелей, тесно связанных с духовным просвещением. Большинство из них являлись учеными монахами и прежде, чем получить должность настоятеля Высоко-Петровского монастыря, были профессорами и преподавателями духовных школ, членами Академической Конференции (подобие современного Ученого Совета) МДА.
В 1786 году монастырь, несмотря на свою скудость, питал и давал приют десяти воспитанникам Славяно-греко-латинской академии, а в 1822 году, когда потребовалось новое помещение для Заиконоспасского Уездного духовного училища, Петровский архимандрит Никанор предоставил для учащихся храм прп. Пахомия Великого, в то время еще не освященный после разорения французами, и прилежащие к нему покои. Духовное училище пребывало в монастыре до 1834 года.
В 60-х годах XIX в. монастырь стал признанным центром духовного просвещения Москвы. В нем находилось многотомное собрание Московской епархиальной библиотеки. В 1863 году по благословению святителя Филарета и при его духовном окормлении здесь было создано «Общество любителей духовного просвещения», заседания которого проходили в стенах Высоко-Петровском монастыря. Почетными и действительными членами Общества были К. П. Победоносцев, И. С. Аксаков, В. М. Васнецов, К. Н. Леонтьев, А. И. Успенский, С. М. Соловьев, князь С. Н. Трубецкой и другие выдающиеся сыны России. Общество было инициатором издания газеты «Московские епархиальные ведомости», популярного журнала «Воскресные беседы», а также научно-исторического журнала «Чтения в обществе любителей духовного просвещения». Общество находилось в монастыре до переезда в 1902 году в Московский Епархиальный Дом в Лиховом переулке.
Обществу любителей духовного просвещения в конце XIX века были предоставлены для работы Нарышкинские палаты, а братия обители была переведена в специально  пристроенный к зданию келий трехэтажный жилой братский корпус, однако казенный вид этого здания отчасти нарушил единство стиля монастырского ансамбля.
Многие Петровские архимандриты ранее были ректорами Вифанской или Московской семинарии, а некоторые, даже управляя монастырем, продолжали возглавлять семинарию. Ректорами Московской Духовной академии также в разное время были Петровские настоятели архимандриты Мельхисидек (Заболотский) (1787–1788), Евсевий (Орлинский) (1845–1847) (он был также впоследствии и ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии), Сергий (Ляпидевский) (настоятельствовал с 1858 по 1859 гг., с 1893 по 1898 гг. – митрополит Московский, возглавлял также Комитет по изданию творений Святых Отцев в русском переводе), Савва (Тихомиров) (настотельствовал в 1861–1866 гг., с 1862 г. – епископ Можайский; выдающийся ученый-историк).
С 1873 по 1882 гг. Петровским настоятелем был архимандрит Григорий (Воинов), даровитый духовный писатель, составитель исторического описания Высоко-Петровского монастыря, за свои труды избранный в действительные члены Императорского Общества истории и древностей Российских, Почетный член Общества любителей духовного просвещения. Именно благодаря трудам архимандрита Григория мы многое знаем о бывших прежде него настоятелях Высоко-Петровского монастыря, о некрополе обители, о многих исторических событиях, повлиявших на жизнь монастыря.
В конце 1874 года архимандрит Григорий пригласил в Высоко-Петровский монастырь «обойденного постригом» послушника Оптиной Пустыни Гавриила Зырянова, будущего старца – преподобного Гавриила Седмиезерного, духовника преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, великого делателя Иисусовой молитвы. Здесь в 1875 году он был пострижен в мантию с именем Тихон, а через два года рукоположен во иеродиакона. Отец Тихон выполнял в обители послушание эконома. Богатые духовные дары будущего старца вызвали зависть и клевету некоторых насельников. В 1880 г. отец Тихон вынужден был покинуть Высоко-Петровский и перейти в московский Богоявленский монастырь, а позже –  в Казанскую Раифскую пустынь.
Среди его учеников и духовных чад было немало студентов – как Казанской Духовной академии, так и других учебных заведений города. Один из них, преподобномученик Игнатий (Лебедев), по благословению старца принявший монашеский постриг, позже стал духовником Высоко-Петровской обители и всей своей жизнью и смертью засвидетельствовал о полноте любви к Богу, которой учил своих духовных чад преподобный Гавриил.
Как и преподобному Гавриилу, не по душе оказалась столичная жизнь и одному из настоятелей Высоко-Петровского монастыря, руководившего обителью с 1882 по 1884 год. Архимандрит Иосиф (Левицкий) – таково было его имя до принятия великой схимы, некоторое время был ризничим Московской Патриаршей ризницы, достопримечательностям которой он посвятил несколько своих книг. В 1884 году отец Иосиф удалился на Афон в Андреевский скит. Здесь он был пострижен в схиму с именем Иларион, стал скитским духовником и оставался им до самой своей смерти в 1891 году.
С 1897 по 1900 год настоятелем обители был епископ Павел (Доброхотов), в свое время бывший ректором Рижской, Екатеринославской Могилёвской, Вятской духовных семинарий, «человек ученый и умный, живой и деятельный, смелый, решительный, независимый».
Начало ХХ века ознаменовалось в Высоко-Петровском монастыре новым строительством. Для решения финансовых проблем обители в северо-западной части монастыря на месте деревянных строений богаделен был построен доходный трехэтажный дом с магазинами на первом этаже и квартирами на других этажах, сдававшимися в наем (сейчас это здание не принадлежит монастырю, в нем расположены ресторан и частные квартиры).
Но, пожалуй, главное, что было устроено в обители в начале ХХ века – это часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в которой читался неусыпаемый акафист Пресвятой Богородице. Часовня была устроена под колокольней, в южном арочном пролете Святых врат в 1905 году.
 
Святыни обители к началу ХХ века
 
Высоко-Петровский монастырь славился своими святынями. В его ризнице хранились богатейшие вклады Нарышкиных, святыни и духовные реликвии, ранее принадлежавшие их политическим противникам, в том числе некогда принадлежавшие опальному боярину Василию Голицыну тофтяная икона «Спас Эммануил» и выполненный в той же технике портрет Патриарха Никона (ныне находятся в Государственном Историческом музее). Среди монастырских святынь были серебряные напрестольные кресты с частицами Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей великомучеников Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иоанна Воина, Меркурия, свт. Алексия Московского и других. В одном только большом ковчеге, вокруг серебряного вызолоченного креста, размещавшегося посередине, находилось 196 частиц святых мощей угодников Божиих. Обитель обладала и другими великими святынями, в том числе частицами ризы и багряницы Господней, Его тернового венца. Одной из главных святынь была частица мощей основателя обители – святителя Московского Петра, помещенная в сребро-позолоченный, украшенный жемчугом ковчежец на иконе святого в храме преподобного Сергия Радонежского.
В храмах монастыря находилось несколько особо почитаемых чудотворных иконы Божией Матери. Одна из них – Казанская – пребывала в обители с конца XVII века. Размер ее был небольшой – примерно 27 на 31 см. Богатое украшение указывало на сугубое почитание иконы. Икона находилась за левым клиросом Боголюбской Церкви, и ее оберегал находившийся рядом «образной» монах.
Другая Казанская икона Пресвятой Богородицы попала в обитель в 1849 году по указу святителя Филарета (Дроздова). Прежде она принадлежала девице Татьяне Крашенинниковой, которой Сама Пресвятая Богородица повелела помогать страждущим припадочными болезнями. По благословению святителя Крашенинникова благоговейно передала святыню в обитель. Чудеса исцеления перед ней, особенно больных, страдающих припадочными болезнями и телесным расслаблением, продолжались, о чем монахи вели запись в соответствующих книгах.
Особо почитались также иконы Пресвятой Богородицы Толгская (список с чудотворного образа Толгской обители г. Ярославля, написанная специально для Толгского храма обители в 1744 году, ныне находится в Государственном историческом музее), Боголюбская в одноименном храме и Влахернская (из воскомастики, со множеством частиц мощей святых угодников Божиих, в серебряной ризе, украшенной драгоценными камнями), хранимая в приделе святителя Митрофана Воронежского Сергиевского храма обители. Большинство икон были в богато украшенных ризах. Например, на иконе святителя Петра из шестиярусного иконостаса собора Петра Митрополита только крупного жемчуга было 363 зерна.
 

Profile

petrovaobitel
petrovaobitel

Latest Month

December 2011
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner